PostHeaderIcon Последние матералы

PostHeaderIcon 10.9. Работа на автоцистерне при подаче воды перекачкой и ее подвозом

Перекачку воды насосами пожарных машин применяют, если расс­тояние от водоисточника до места пожара велико (от 500 м до 2 км), напор, развиваемый одним насосом, недостаточен для преодоления потерь напора в рукавных линиях и для создания рабочих пожарных струй.

Перекачка применяется также, если подъезда к водоисточнику для пожарных автомобилей нет (при крутых или обрывистых берегах, в заболо­ченных местах, при вымерзании пруда или реки у берегов и т. д.). Для этой перекачки применяют переносные технические устройства с установлен­ными на них насосами. При подаче воды перекачкой необходимо:

- выбрать схему перекачки;

- рассчитать количество ступеней перекачки:

- определить требуемое количество пожарных машин;

- определить требуемое количество пожарных рукавов;

- организовать связь между ступенями перекачки;

- определить время начала работы системы;

- определить возможный ход развития пожара;

- назначить ответственного за работу ступеней перекачки;

- создать необходимый запас ПТВ. Способы подачи воды перекачкой (рис. 10.11):

234


- из насоса в насос;

- через промежуточную емкость;

- комбинированный способ подачи воды перекачкой. Наиболее надежна перекачка с промежуточной емкостью. При этом

Способе всегда видно наполнение емкости, и легко регулировать подачу воды насосом, забирающим ее из емкости; при пороге воды "на излив" полностью используется напор пожарного насоса, работающего в перекачку. Однако большим недостатком этого способа является, то что не всегда на пожаре может быть промежуточная емкость. Этот способ не всегда применим.

При подаче воды перекачкой из насоса в насос в конце каждой рукавной линии необходимо поддерживать избыточный напор. Этот напор нужно поддерживать не менее 10 м, но не более, чем позволяет техническая характеристика насоса. При перекачке воды насосами пожарных машин должна быть полная синхронность их работы по всей линии, что достигается сохранением требуемого напора каждого насоса. Поэтому обслуживающие водители строго следят за показаниями приборов и немедленно выравни­вают режим работы насоса.

Для этого необходима бесперебойная связь по линии перекачки. Прокладывать рукавные линии лучше с помощью рукавных автомобилей; большое значение имеет рассредоточение пожарных с резервом рукавов по участкам линии перекачки - они могут быстро заменить вышедшие из строя рукава.

При перекачке на водоисточник устанавливается наиболее мощный насос, а головной автомобиль устанавливается как можно ближе к месту пожара. При перекачке воды через промежуточную емкость напор в конце рукавной линии ступеней перекачки целесообразно поддерживать не более 5 м вод. ст., т. е. вода должна поступать в промежуточную емкость или в бак автоцистерны на излив. Напор в конце линии перекачки при подаче воды в емкость автоцистерны должен быть по величине не меньше не менее самой автоцистерны + 5 м вод. ст.

Если подавать воду по двум параллельным линиям, то можно полу­чить два результата: при заданном расстоянии увеличить общий расход воды до полной подачи насоса, или, сохранив тот же расход, увеличить расстояние перекачки в 4 раза.

Лицу, организующему перекачку, надо помнить важное правило: если нет времени и трудно провести хотя бы ориентировочный расчет, или не хватает рукавов для прокладки 2-й магистральной линии, лучше немного завысить число ступеней перекачки.

Когда вода на тушение пожара будет подана, можно в процессе тушения внести поправки и лишние ступени перекачки (пожарные маши­ны) снять, направить их на другие участки, или проложить за это время вторую магистральную линию.

Все расчеты по перекачке воды насосами пожарных машин при сложном рельефе местности и больших расстояниях до водоисточника нужно проводить заранее в оперативных планах.

235


Подвоз воды осуществляется при удалении водоисточника на расстоянии более 2 км или, если имеются сложности в заборе воды и отсутствии технических средств, позволяющих забрать воду в неблагоприятных условиях.

При принятии решения по доставке и подаче воды с помощью подвоза РТП (НТ) обязан:

- рассчитать и сосредоточить необходимое количество автоцистерн;

- создать у водоисточника пункт заправки автоцистерн;

- создать у места пожара пункт расхода воды (подачи ОТВ на пожар);

- определить оптимальные варианты заправки цистерн и подачи волы;

- назначить ответственных лиц за работу на организуемых пунктах.
Схемы заправки автоцистерн могут быть различны. Наиболее рас­
пространенны:

- самостоятельный забор воды автоцистерной пожарной машиной;

- заправка емкости автоцистерны с помощью другой пожарной
машины или с помощью гидроэлеватора.

Существуют три способа использования емкости автоцистерн у места пожара:

- подача стволов непосредственно от прибывшей пожарной машины;

- пополнение водоема и подача ствола от пожарной машины, уста-новленной на него;

- пополнение емкости пожарной машины, от которой подаются
стволы.

При ограниченном количестве автоцистерн и удобном подъезде к горящему объекту, нужно в действующую рабочую линию непосредственно включать автоцистерны, прибывшие с заправки. При заправке от колонки, установленной на гидрант водопроводной сети диаметром 150 мм и более и напоре 15-20 м, воду подают через оба штуцера колонки.

 

PostHeaderIcon Самые читаемые